Для всех объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязательна постановка на государственный учет. Она осуществляется в соответствии со Статьей 69.2 ФЗ№7 «Об охране окружающей среды»: «Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Все объекты негативного воздействия на ОС должны получить свидетельство о постановке на государственный учет.
Согласно п.1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в зависимости от уровня воздействия объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) разделяются на четыре категории:
- объекты I категории — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ);
- объекты II категории — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
-
объекты III категории — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
-
объекты IV категории — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"). Данные критерии оказались недостаточными, так как появились объекты, не относящиеся ни к одной из категорий. Поэтому подготовлен проект изменений постановления.
Также существуют Приказы Минприроды, которыми установлены технологические показатели наилучших доступных технологий - НДТ (по отраслям) и справочники по НДТ. Справочник НДТ – это один из основных документов, целью составления которого является внедрение наилучших доступных технологий и установление соответствующих нормативов качества для конкретной отрасли.
Обратите внимание! У одного Юридического лица могут быть объекты различных категорий.
Приложение к приказу Минприроды России от 23.12.2015 № 554 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью" содержит форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Статье 11 219-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.07.2019 N 195-ФЗ): для объектов I категории разрешения на выбросы ЗВ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы ЗВ, полученные для объектов НВОС до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения КЭР. До дня получения КЭР при установлении временно разрешенных выбросов достижение нормативов ДВ в результате реализации мероприятий, включенных в планы мероприятий по ООС, не требуется. С 01.01.2019 г. до получения КЭР предусмотрена возможность выдачи или переоформления разрешений в порядке, установленном Правительством РФ или Минприроды России. Такие разрешения действуют до дня получения КЭР. Порядок выдачи разрешений установлен постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183. Для объектов II категории обязанность представления Декларации не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений.
Общие требования природоохранного законодательства, не зависящие от категории объекта
Существуют базовые требования, на основании которых и определяется, к какой категории НВОС относится объект. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах любой категории обязаны проводить инвентаризацию источников и выбросов веществ, поступающих в атмосферный воздух, инвентаризацию отходов производства и потребления.
Для всех объектов вне зависимости от категории необходимо:
-
Наличие паспортов образующихся отходов;
-
-
Ежемесячное и ежеквартальное ведение учета отходов по учетным формам
-
-
Ежегодное предоставление отчета по форме №2-ТП (отходы);
-
-
Предоставление сведений в государственный кадастр отходов (региональный кадастр отходов);
-
-
Ежегодное оформление и предоставление в Росприроднадзор декларации по плате за НВОС и внесение платы (исключение – если деятельность осуществляется исключительно на объектах IV категории, образуются и сдаются на размещение только ТКО).
Если предприятие является производителем и (или) импортером товаров и (или) упаковки, необходимо ежегодное предоставление комплекта отчетности производителей и импортеров продукции содержащего Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации; Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств; Расчет суммы экологического сбора.
Вышеперечисленные отчеты сдают почти все организации, в том числе те, которые по каким-то причинам не состоят на учете в качестве объекта НВОС. К таким предприятиям относятся офисы, детские сады и школы, магазины, склады и все организации, не имеющие источников выбросов в атмосферный воздух.
Отчетность предприятий дифференцирована не только по категориям. В зависимости от вида и масштабов деятельности существуют также формы ежегодной и ежеквартальной отчетности, о которых подробнее можно прочитать https://ecopromservice.ru/info/articles/ekologicheskaya-otchetnost/komu-neobkhodimo-razrabatyvat-pro.... Необходимость оформления этих отчетов будет зависеть от того, является ли предприятие водопользователем, недропользователем и т.д.
Объекты I, II, III категории должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и предоставлять отчет об организации и результатах производственного экологического контроля.
Также объекты I, II, III категории должны разрабатывать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
В случае если на предприятии имеется газоочистное оборудование (ГОУ) – оформляются паспорта на ГОУ, приказ о назначении ответственного лица за эксплуатацию ГОУ и создании комиссии по оценке эффективности ГОУ, план-график планово-предупредительного ремонта ГОУ, акты обследования ГОУ, инструкции по эксплуатации ГОУ.
I категория НВОС
Объекты I категории должны получать комплексное экологическое разрешение.
Форма заявки на получение КЭР, ее содержание, документы, включенные в заявку определяются приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение КЭР и формы КЭР».
Заявка на получение комплексного экологического разрешения для объектов I категории должна содержать следующую информацию: расчеты технологических нормативов; расчеты нормативов допустимых выбросов веществ I, II классов опасности при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ. К заявке на получение комплексного экологического разрешения при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), прилагаются: проект программы повышения экологической эффективности, разработанной в соответствии со статьей 67.1 ФЗ№7; планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.
КЭР содержит в себе (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы. В соответствии со Статьей 23 «Технологические нормативы и технические нормативы» ФЗ№7 для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями технологических нормативов был издан Приказ Минприроды от 14 февраля 2019 г. N 89 «Об утверждении правил разработки технологических нормативов».
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ. Объекты I категории проводят расчеты нормативов допустимых выбросов по загрязняющим веществам I и II классов опасности (из Перечня в-в, подлежащих государственному регулированию). Расчеты НДВ включаются в состав заявки на получение КЭР.
• нормативы допустимых физических воздействий. Согласно статье 14 ФЗ №96 (ред. От 26.07.2019) при наличии выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух необходимо получение разрешения на вредное физическое воздействие.
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. (ст. 18 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»)
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.
Разрешение на выбросы объекты 1 категории получали до 01.01.2019 г. После 01.01.2019 г. до 01.01.2022 г. комплексное экологическое разрешение должны получить объекты, включенные в перечень первоочередных объектов, оказывающих максимальное воздействие на ОС (перечень 300 предприятий, в сумме оказывающих 60 % воздействия. Остальные объекты I категории должны получить КЭР до 01.01.2025 г. КЭР получается по заявке, включающей положительное заключение ГЭЭ на материалы обоснования получения комплексного экологического разрешения. Кроме материалов обоснования получения комплексного экологического разрешения, расчетов технологических нормативов; расчетов НДВ (по ЗВ I-II классов опасности) должна присутствовать информация о программе повышения экологической эффективности (если не соблюдаются ТН и НДВ прилагаются проект программы повышения экологической эффективности и нормативы временно разрешенных выбросов на текущий момент (на период выполнения программы).
Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на 7 лет и продлевается на тот же срок при совокупности условий:
-
Соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности, при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления; отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
-
Своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;
-
Выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
II категория НВОС
Объекты II категории представляют Декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). Форма декларации определена приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на ОС …»
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) должна содержать в себе общие сведения, вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции; информацию о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информацию о программе производственного экологического контроля и расчеты нормативов выбросов. Декларация подается 1 раз в семь лет. В случае каких-либо изменений необходима корректировка. Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Объекты II категории проводят расчеты нормативов допустимых выбросов в соответствии с Перечнем в-в, подлежащих государственному регулированию (распоряжение ПРФ № 1316-р) в составе декларации о воздействии на окружающую среду (не путать с декларацией по плате за НВОС). Разрешение на выбросы получалось до 01.01.2019 г., после 01.01.2019 г. – разрешение не оформляется. Но если есть временные выбросы - на период выполнения мероприятий по снижению выбросов необходимо разрешение на временные выбросы и план мероприятий по снижению выбросов.
Согласно статье 18 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В данном разделе показываются не фактические, а декларируемые на будущие годы количества образования и размещения отходов. Хотя однозначных разъяснений на этот счет в приказе не дано.
Объекты II категории вправе получить комплексное экологическое разрешение (по желанию), если имеются справочники по соответствующей технологии и отрасли.
В отношении формы представления расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для объектов II категории в приложении к декларации о воздействии на окружающую среду Закон N 219-ФЗ и подготовленные в рамках его реализации подзаконные акты не содержат конкретных требований к форме представления результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Минприроды России полагает возможным представление результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов по действующим формам, предусмотренным Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650.
Объекты II категории также разрабатывают программу ПЭК и предоставляют отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК и при наличии выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух получают разрешения на вредное физическое воздействие.
Для соблюдения Статьи 67.1 «План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности» ФЗ№7 (В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.) был издан Приказ Минприроды от 17 декабря 2018 г. № 666 « Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».
III категория НВОС
Объекты III категории проводят расчеты нормативов допустимых выбросов I и II классов опасности и представляют отчетность о выбросах в уведомительном порядке (ФЗ № 96, ст. 15, п.11).
В настоящее время главной проблемой в вопросе исполнения лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, обязанности по расчету НДВ является отсутствие законодательных положений или подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расчета и оформления соответствующих НДВ. Таким образом, применительно к объектам III категории законодательство не предусмотрено каких-либо требований к порядку оформления расчета НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности). В частности, нет требований, предусматривающих, что указанные расчеты должны быть разработаны и оформлены в виде проектов НДВ (ПДВ).
Если НДВ не обеспечиваются – рассчитываются временно разрешенные выбросы и разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды. После 2019 г. разрешение на выбросы не оформляется, но если НДВ не обеспечиваются, на период выполнения мероприятий получается разрешение на временные выбросы.
Объекты III категории разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля."
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
IV категория НВОС
IV категория объектов определяется следующими критериями:
1. Наличие одновременно следующих критериев: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1.
3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным 1.
IV категория объектов расчеты нормативов выбросов не проводит и не подает соответствующую отчетность в гос. органы. Если все объекты юр. лица имеют IV категорию НВОС, то плата за НВОС не вносится и оформление декларации по плате за НВОС не требуется (за исключением случаев, когда на предприятии образуются и сдаются на размещение отходы, не относящиеся к ТКО). Плановые проверки в отношении объектов 4 категории не проводятся, но могут проводится внеплановые.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Для получения подробной информации просьба обращаться по телефону +7 (812) 945-40-38, либо по электронной почте info@ecopromservice.ru.